Лидеры третьего сектора: пандемия - это толчок к развитию
Минувшие полгода для всех стали временем перестройки на новый лад во всём - в работе, в обучении и даже в жизни. Некоммерческий сектор не стал исключением. В рамках проекта "Школа лидера НКО", поддержанного Фондом президентских грантов, поговорили с его участниками, а также с другими лидерами сектора о главных уроках пандемии.
Урок №1: удалённая работа сложнее, чем кажется.
Первое и главное, чему пришлось научиться в «ковидный период», — это работать дома, стены которого, может, и обеспечивают изоляцию от внешнего мира (коллег и тех, для кого мы работаем), однако совершенно «не защищают» от тесного и круглосуточного общения с чадами и домочадцами. Отделить работу дома от домашнего частного бытия было невероятно трудно.
- Руководитель Центра общественных инициатив «Ладъ» (г. Хабаровск) Татьяна Сейфи.
Очень важно работать с изменениями. Пока мы паниковали в первые недели, многие организации извлекали из онлайна максимум. Отсутствие личных встреч в офлайне, минимум социализации, нарушение баланса между работой и отдыхом, внимание и концентрация – все это тоже оказалось проблемами. Пришлось учиться тому, как работать на удалёнке с дисциплиной и мотивацией.
- Президент Ассоциации Большая Байкальская тропа (г. Иркутск) Елена Чубакова.
Каждая НКО, даже маленькая и провинциальная, должна чётко видеть свою миссию: то, ради чего она работает. Если во время кризиса вы делаете что попало, значит - миссии нет. А если нет миссии, то зачем вот это всё? Пандемия показала, что провинциальные НКО, несмотря на максимальную близость к своей аудитории, далеко не всегда её знают. Зачастую НКО в провинции вынуждены помогать всем, и таким НКО в кризис намного тяжелее. Чёткое понимание того, для кого вы работаете и чего хотите, позволит не тратить драгоценный ресурс впустую и даже в тяжелые времена двигаться к цели
- Председатель Совета НРООСР «Доверие» (Нижнеудинск, Иркутская обл.) Артем Петернев.
Важно быть проактивным, ведь только такой человек эффективен в изоляции и работе из дома. Переход в онлайн для меня был лёгким и показал, что если есть цель, то можно устроить свою жизнь сообразно этой цели. Курсов и тренингов великое множество, глобально нужно научиться главному - быть и осознавать себя источником всех изменений: своей жизни, своего проекта, страны. Это умение не получить за один какой-то тренинг, им не одарит волшебник с палочкой, но важно осознать необходимость этого изменения и постепенно укреплять разными новыми знаниями: как строить эффективно день, как работать с проектом, как руководить людьми
- Президент Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» (г. Москва) Татьяна Константинова.
Изоляция открыла мне, что можно работать по-другому. И это изменило в корне мое отношение к удалённой работе. Процессы отстроились, стали более четко видны пробелы в оргпроцессах. Наверное, самое важное чему можно и нужно учиться в таких кризисах - воспринимать все проблемы как задачи, ставить реалистичные цели, быть гибкими и не бояться рисковать. Это очень важно
- Директор благотворительного фонда «Берегиня» (г. Пермь) Татьяна Голубаева.
Урок №2: на удалёнке не обойтись без специального ПО и устойчивого Интернет-соединения.
Пандемия показала нам десятки новых инструментов как для контакта с целевой аудиторией, так и для обучения, формирования связей, распространения влияния. В мире будущего цифровизация – это как умение водить машину. Можно и пешком дойти, но путь получится намного длиннее. Жизненно необходимо уметь строить сайты, запускать формы сбора пожертвований, владеть удобной для команды системой удалёнки и так далее
- Председатель Совета НРООСР «Доверие» (Нижнеудинск, Иркутская обл.) Артем Петернев.
В целом период карантина показал, что живое общение заменить невозможно, а от техники устаёшь сильнее, чем от людей. Несмотря на то, что в онлайн свободного времени становится больше (за счёт сокращения передвижения), оно тут же сокращается, потому что освоение новых технологий и коммуникаций забирает много сил. Переход в онлайн позволил нам увидеть много новых возможностей: мы научились поддерживать общение с благополучателями во время карантина, организовывали мастер-классы, общение с психологами онлайн, даже больничные клоуны поддерживали детей по Zoom и WhatsApp. Сейчас можно и нужно обучаться работе с различными инструментами и платформами, которые могут помочь общению и работе онлайн. Важно не бояться выступать перед экраном и точно доносить информацию. Я в период самоизоляции успела пройти много разных курсов: онлайн-конференцию больничных клоунов, мастер-классы клоунов из США, Италии, Франции. Совершенно точно я их не посетила бы за это время офлайн. Теперь как руководитель проекта я буду передавать полученные знания волонтёрам из Челябинска. Есть чем поделиться нам и с другими НКО, поэтому будем развивать свой YouTube-канал
- Фандрайзер благотворительного движения «ИСКОРКА ФОНД» (г. Челябинск) Наталья Широкова.
Пришлось осваивать новые способы и инструменты коммуникаций: проведение конференций в Zoom, сервисы Google, подготовку презентаций в Canva; искать «фишки», чтобы удерживать внимание аудитории по ту сторону экрана, быть ей интересной. В то же время, онлайн снял границы для обучения и самообразования: программы и курсы можно было выбрать на любой, даже самый изысканный вкус и неожиданный запрос. Чтобы оставаться успешным лидером в этот период и после него, нужно постоянно учиться, открыться новому, находить нестандартные решения нетривиальных задач
- Руководитель Центра общественных инициатив «Ладъ» (г. Хабаровск) Татьяна Сейфи.
Необходимо иметь в арсенале организации несколько инструментов для удобной коммуникации, чтобы была возможность не прекращать работу, если ты только онлайн. Мы поняли, что важно максимально эффективно готовиться к проектам. Конечно, в период самоизоляции появилось время сделать те вещи, на которые раньше его выделить не получалось. Самоизоляция стала прекрасным периодом для саморазвития. Однако, ежедневно увеличивающееся число курсов, вебинаров и мастер-классов привело к тому, что пришлось учиться выбирать
- Президент Ассоциации Большая Байкальская тропа (г. Иркутск) Елена Чубакова.
Урок №3: руководитель должен быть готов ко всему.
Во-первых, руководитель должен быть готов к неожиданностям. Именно неожиданностью стал для нас онлайн и вынужденная изоляция. От того, насколько быстро сам лидер справится с собой и определит свое отношение к такой нестандартной ситуации, будет зависеть 90% успеха. И неважно, был ли к этому моменту уже прописанный любой «план эвакуации» или нет, важно, насколько лидер спокоен и внимателен. Это передаётся команде, это влияет на всю деятельность. Вторая вещь - подтверждение того, что всегда было свойственно «Благосфере», - надо доверять своей команде, чувствовать её. Иногда, надо «отпустить» или «пропустить» какие-то эмоции или проколы, иногда - жёстко отреагировать, всегда - подбадривать и отмечать все успехи и праздновать даже маленькие победы, проговаривать новые достижения, разбираться в сложностях. И речь тут не о бесконечных планёрках и обсуждениях, а о поиске оптимального режима взаимодействия и коммуникации, которые позволят сохранить чувство команды и руководителю, и сотрудникам.
И третий момент - нет никаких универсальных правил, онлайн-инструментов или методик, которые позволят всё сохранить, продолжить развивать и вернуться в том же рабочем состоянии, в каком расходились. Это иллюзия! Мы не вернёмся такими, какими ушли, и не обязательно видеть своих сотрудников каждый день с 9 до 12 в Zoom, это не поможет понять, когда нужно «стелить соломку». Только вы и ваша команда найдёте свой собственный инструмент и формат, который позволит вам работать и общаться. Лично мне помогли группы поддержки не внутри организации, а снаружи. У нас сложился небольшой клуб директоров довольно разных организаций, но с похожим набором проблем и задач. И то, что советовали коллеги, документы, которыми делились, были очень важным подспорьем. И стало ясно, что именно этого не хватало в «мирное» время, и надо об этом думать и создавать эти горизонтальные связи
- Директор Центра «Благосфера» (г. Москва) Наталья Каминарская.
Быть гибким, но несгибаемым, следуя избранной стратегии. Ведь кризис лишь актуализирует потребность в определённых компетенциях, заставляет тебя как руководителя соответствовать внешним вызовам. Этот год стал для лидеров и их организаций «моментом истины». Он обнажил слабости и высветил достоинства, а также стал «окном возможностей». Лидеру, претендующему на успех, нужно постоянно совершенствовать коммуникативные навыки: уметь работать с теми, кто зависит от тебя, и с теми, от кого зависишь ты (члены команды/сотрудники организации, партнеры всех видов и мастей, клиенты/благополучатели). И здесь речь идет не только о технологиях, подходах и стилях, но и о форматах. Многим руководителям, например, пришлось осваивать дистанционное управление и онлайн-форматы работы со стейкхолдерами. В кризис особую важность приобретает коммуникационная стратегия организации. И лидер должен быть здесь компетентным. Да и в целом, нужно расширять навыки планирования (от стратегического до оперативного). Это руководителю нужно делать всегда, особенно в период потрясений
- Руководитель Центра общественных инициатив «Ладъ» (г. Хабаровск) Татьяна Сейфи.
Урок 4: выбирай только то, что нужно тебе и организации.
Учиться нужно ради знаний, а не ради количества посещаемых вебинаров. Особенно это стало заметно именно в кризис с COVID-19. Период самоизоляции показал, что нужно фильтровать обучение и обучаться только тому, что нужно конкретному сотруднику или организации. Лично мне кажется, что онлайн труднее и эмоционально затратнее. Ведь в нем нет живого общения. Конечно, онлайн после пандемии останется в большом количестве. Но мы должны вынести из минувших месяцев, чтобы не чувствовать себя как мать троих детей, переживших дистанционное обучение, что нужен фильтр. Если говорить о способах развития и возможные источники знаний и навыков, то лично мы во время карантина, конечно, начинали с того, что хватались за все возможности. Но очень быстро осознали, что емкость человека на онлайн-обучение ограничена еще больше, чем на офлайн-обучение. Тогда начался жесткий отбор. Фильтр проходили либо актуальные вебинары (например, специальные курсы по конкурсам Благотворительного фонда Владимира Потанина), либо обучающие продукты высокого уровня из высокопрофессиональных источников (например, D-Group.Social, «Благосфера», АСИ). Мы рекомендуем сейчас всем немного успокоится, читать профессиональную литературу (есть издательства, выпускающие специальную литературу, например, издательство фонда «Нужна помощь»), делиться опытом с коллегами, стажироваться в соседней НКО и обращать внимание на новые истории, которые появились во время пандемии. Например, ежемесячную конференцию «Фандрайзинг нового времени»
- Председатель Совета НРООСР «Доверие» (Нижнеудинск, Иркутская обл.) Артем Петернев.
За прошедшие месяцы пришлось освоить много разных онлайн инструментов, которые нужны и для коммуникаций с внешним миром, и для работы с командой. И то, что появились разные вебинары и курсы, которые этому помогли, конечно, большое подспорье. Не все они были однозначно полезны, но в целом давали представление о возможностях разных платформ. Очень полезными для меня оказались материалы на сайте «Теплицы социальных технологий», вебинары D-Group.Social, регулярные субботы от центра «Гарант». Много почерпнула в подкастах от журнала Альянс, Совета фондов США, Nonprofits are messy и многих других
- Директор Центра «Благосфера» (г. Москва) Наталья Каминарская.
Период длительных ограничений и вынужденного онлайн подтвердил мою уверенность в том, что если точно понимать что ты делаешь и зачем, то никакие внешние обстоятельства тебя не остановят. Всегда можно найти способ решения поставленных задач, главное чтобы задачи были поставлены. В общем, если знаешь куда идти, путь всегда найдётся. Сложно посоветовать что-то конкретное, так как это очень зависит от личных потребностей и запросов. По-моему мнению надо смотреть на предложения и выбирать, но выбирать с точки зрения личной полезности и возможности практического применения. Например, для меня очень важно участие в «Школе лидера НКО». Это, с одной стороны, возможность получить структурированные знания с конкретными пояснениями, как я могу это сразу применять в работе, а с другой стороны, - это возможность встречаться и общаться с коллегами, каждый из которых обладатель уникального опыта и это общение еще одна возможность учиться. А ещё мне очень помогли в работе практикумы цикла «Умная суббота и другие дни недели», потому что каждый практикум это конкретный новый инструмент, который можно было сразу применить и получить конкретный результат
- Директор Архангельского центра социальных технологий «Гарант» Марина Михайлова.
Урок 5: применяй на практике то, что узнал в теории
Лучший способ развития - это наш пережитый опыт. Всё, что вы выберете для развития: вебинары, книги, конференции - послушайте и, если вам это действительно нужно и важно, постарайтесь применить на практике. Пробуйте, ошибайтесь, пишите черновики, но главное делайте. Для меня лично оказалось знаковым и спасительным обучение в Школе лидера НКО от D-Group.Social. Потому что информация не просто начитывается, а есть в процессе обучения сразу обязательное применение на практике. Ты выполняешь домашнее задание, работаешь с новой изучаемой информацией сразу, без отрыва от своих текущих управленческих задач.
- Директор благотворительного фонда «Берегиня» (г. Пермь) Татьяна Голубаева.
Традиционные вебинары, онлайн-лекции идеально подходят для накопления информации и приобретения определенного набора знаний. Онлайн-практикумы по типу «делай раз, делай два или делай, как я» позволяют отработать конкретные навыки, целенаправленно освоить нужные «здесь и сейчас» инструменты. Самый большой плюс онлайн —возможность вернуться к материалу, повторить его, разобраться в деталях, всегда иметь под рукой как справочник, «методичку», мотиватор или руководство по эксплуатации. Однако онлайн-формат заведомо проигрывает «живым» тренингам, где происходит и обмен энергией, и чудеса групповой динамики, и формирование навыков и даже новых социальных установок. Для меня важен вопрос не про источники знаний и навыков, а про качество этих источников. Здесь я ориентируюсь на рекомендованные экспертами книги или образовательные ресурсы, на конкретных лидеров российского некоммерческого сектора, одно имя которых означает знак качества созданного ими образовательного продукта, на программы, разработанные ведущими и авторитетными организациями, межрегиональными ресурсными центрами поддержки НКО (я подписана на их новостные рассылки, социальные сети, регулярно мониторю их сайты). А еще я наблюдаю за деятельностью тех лидеров НКО, кто прошел обучение по тому или иному курсу, закончил ту или иную «школу». Их личный успех, развитие их организации для меня самая лучшая рекомендация
- Руководитель Центра общественных инициатив «Ладъ» (г. Хабаровск) Татьяна Сейфи.
Мне кажется, что не важно, каким способом учиться онлайн или офлайн, главное учиться. Чему? Этот вопрос сложнее. Наверное, это каждый должен решать сам, но это обучение должно быть не накоплением знаний, а возможностью для внедрения в работу новых подходов и инструментов. Поэтому надо не просто учиться, а сразу применять то, чему научился в практической работе. Если этого не делать, то время, затраченное на обучение, потеряно впустую. А ещё в кризис надо много думать и анализировать, поэтому важно в обучении знакомиться с опытом других и встречаться в экспертном сообществе, чтобы «думать друг об друга»
- Директор Архангельского центра социальных технологий «Гарант» Марина Михайлова.
Made on
Tilda