«Хочу работать в НКО!»: смыслы и мифы
Советы эксперта в межсекторном взаимодействии и социальном проектировании Алексея Газаряна для ищущих работу со смыслом.
Всё чаще стали приходить запросы от знакомых из разных сфер бизнеса: люди спрашивают, как можно устроиться на работу в области благотворительности. Причины всплеска интереса очевидны: некоммерческий сектор растёт и становится все более популярным. Некоммерческих организаций становится больше, появляется и больше новых вакансий. Предложение рождает спрос и далее по кругу. Делать то, что нравится, да ещё и получать за это деньги – не мечта ли большинства? И те, кто находится в поиске новой работы, наравне с другими рассматривают и такой вариант трудоустройства.

Первым делом я спрашиваю человека об опыте работы в некоммерческом секторе или волонтёрстве. Погружен ли человек в детали, знаком ли с особенностями деятельности? Если нет, высок риск завышенных ожиданий и иллюзий, особенно у людей из бизнес-среды. Нередко трудоустройство в НКО представляется как работа на «карамельной фабрике», где царит взаимопонимание и принятие, команды сплочены, как нигде, а этика «выпадает» утром в виде росы. Не осведомленные люди искренне верят, что встретят на новой работе людей чуть ли не святых (спасибо непрофильным СМИ за этот образ, что «ковался» годами).

Не раз слышал от знакомых идею «всё, я решил, что должен заниматься благотворительностью, это моё» по итогам какого-нибудь тренинга личностного роста. После интенсивного погружения в свои текущие проблемы, «осознания бессмысленности», «капиталистического рабства» многие словно волшебную палочку обнаруживают выход - «всегда хотел помогать людям». Иногда им его «подсказывают» сами тренеры, предлагая в конце курса совершить вместе какой-нибудь «чудо». Нередко это просто эмоциональный порыв, который достаточно быстро проходит. Поэтому прежде стоит проверить своё желание на сиюминутность, а не бросаться тут же кардинально менять свою жизнь. Есть множество способов реализовать ценность помощи людям другими способами, «без отрыва от производства».

Когда пройдёт первая эйфория от необычности всего, что будет происходить с вами в благотворительной организации, придёт рутина со множеством рядовых проблем, свойственных любым коллективам и организациям. Надо помнить, что очень немногие некоммерческие организации находятся в состоянии устойчивости и определённости хотя бы на ближайшие несколько лет, а значит, это всегда стресс, цейтнот, необходимость вкладываться больше ожидаемого, а степень критичности и масштаба этих явлений зависит от ежедневных обстоятельств.

Хотя, подчеркну, есть очень разные организации, с очень разной трудовой культурой. В одних ваши «границы» будут уважать и даже пригласят в группу психологической поддержки. В других – за отказ остаться на час-другой вечером вам выдвинут претензию вроде «ты знал, куда шёл», «мы здесь ради людей», «это тебе не бизнес».

У меня нет задачи жёстко развеивать мифы, я стараюсь напомнить искренним мечтателям, что люди – это всегда люди, и бывает разное. Рекомендую для начала поближе познакомиться с деятельностью организаций, побывать на нескольких событиях, попробовать себя в роли волонтёра, пообщаться с руководителями и сотрудниками.

Работа есть работа, в какой бы сфере она ни была. Чем дальше, тем меньше среди общественных организаций «самодеятельности» и больше профессионализма и менеджмента. Сейчас системы управления проектами и процессами становятся очень схожи - и в церкви, и на государственной службе, и в НКО, и в бизнесе. Мне довелось трудиться во всех этих секторах, и могу это обоснованно подтвердить. Уровень мастерства сравнивать сложно, конечно, но тренд единый.

В общем, позаботьтесь о себе и следующем карьерном шаге (это очень важный навык!), дайте себе время погрузиться в контекст. Создайте более объективное представление о будущем месте работы. Определите собственные требования к организации, в которой вы хотели бы работать, очертите границы возможного и приемлемого: на что вы готовы пойти во имя высокой миссии, а на что – нет.

И помните, пожалуйста, что люди, которые доставляют нам вкусный хлеб каждый день, тоже приносят пользу, за которую мы ещё и платим. Они к тому же приносят прибыль не только своим собственникам, но и работникам. Так что «благо людям» творят далеко не только благотворительные фонды. Это семантический подлог.

Итак, вы решили. Далее (на удивление многих) всё практически так же, как и везде. Вам нужно создать свое резюме, предварительно поняв, на какие позиции и задачи вы претендуете, и начинать поиски.

Для кого-то открою Америку. На том же HeadHunter регулярно появляются новые вакансии в некоммерческом секторе. Вбивайте для поиска ключевые слова типа «благотворительный», «социальный», «некоммерческий», и всё вам выпадет. Есть соответствующие рубрикаторы в расширенном поиске.

Там же размещайте и обновляйте свое резюме, с релевантным для потенциальных работодателей описанием. Постепенно сайт будет вам подбирать запросы, которые похожи на ваш профиль. Серфинг по HeadHunter хорош тем, что поможет сориентироваться, на какие позиции сейчас спрос, какие требования и уровни зарплат. Есть подобные вакансии и на других рекрутинговых порталах.

В facebook, например, существуют специализированные группы для поиска работы в НКО. Например, Вакансии в НКО (Москва). Работа в НКО. А есть ещё Вакансии для хороших людей, где часто тоже публикуются объявления о поиске специалистов для социальных и благотворительных проектов.

Не раз наблюдал, как свой эффект давали посты в социальных сетях, когда люди открыто говорили о том, что ищут работу в благотворительности и просили подсказать к кому и куда, сделать репост и рассказать знакомым. Если напишете искренне и интересно, то есть шансы, что по знакомым выйдете на первые собеседования.

Рекомендации в сфере работают, поскольку обеспечивают доверие к кандидату. Не у всех НКО есть возможность проводить полноценную оценку соискателей на входе, специфика многое определяет уже в «боевом режиме», поэтому, когда у человека есть рекомендации, это по-прежнему играет важную роль.

Своё резюме передайте всем знакомым в сфере, до кого можете «дотянуться». Это тоже помогает. Наблюдал, когда люди просто писали в фонды о себе и своих компетенциях, стучались без всяких вакансий, и их брали на работу.

Тут играет роль тот факт, что некоммерческие организации бывают гибче своих коммерческих собратьев. Человек, который может решать важные и интересные задачи, может встать на свежий проект или даже направление, под которые найдутся и возможности, и деньги. Всегда есть смысл активно предлагать себя и свои идеи для развития организаций. В сфере всегда ищут что-то новое.

Если просят писать сопроводительное письмо, пишите. Если просят указать проектный опыт, указывайте. Если просят сделать небольшое творческое задание, делайте.

Из последнего, что слышал от коллег по цеху: сегодня всё более актуальны такие навыки, как хороший английский (все больше международных контактов, литературы, поездок), проектное управление, работа в команде и способность решать поставленные задачи профессионально.

Ценностные ориентиры продолжают быть важными при выборе кандидата, но не стоит их путать с эмоциональной заряженностью и позицией спасателя всего человечества, это для части директоров сигнал скорее отрицательный.

К базовому образованию, если речь идёт не о позициях конкретных помогающих специалистов (психолог, реабилитолог и т.п.), отношение всё более философское. Опыт работы в секторе приветствуется, да. Но не для всех работодателей будет критичным. Более того, сейчас есть обратная тенденция - брать тех, кто просто профессионал в своем предмете и не важно, из НКО или нет. Есть задачи, их надо решать. На рефлексию – отдельное время и место.

Безусловно, в некоммерческой сфере можно найти океан смыслов и уникальных людей, быть среди совершенно других тем, чем EBITDA и «план продаж». Увидеть тот мир, который спрятан за окнами корпоративных потоков, участвовать в реальных изменениях и строить другую страну.

Как и у любой среды, здесь есть свои особенности, свои награды «ветеранам» и бонусы для души. Я сегодня ни секунды не жалею, что 20 лет назад попал в эту галактику и до сих пор по ней путешествую.

Вдруг она ждёт именно вас? Если так, то, конечно, надевайте скафандр, проходите предполётную подготовку и добро пожаловать на борт. Но помните, что у вас всегда есть время ещё раз во всем разобраться и хорошенько подумать. Космосов больше, чем нам кажется на первый взгляд.

Успехов!

Made on
Tilda