150 руководителей НКО России перешагнули экватор
В июле 2018 года участники всероссийского проекта «Школа руководителя НКО» пересекли экватор: ровно половина учебной программы пройдена. О том, что им это уже дало – в интервью с президентом благотворительного образовательного фонда «Мархамат» (г. Уфа) Айгуль Гареевой, заместителем председателя Молодежной Ассамблеи народов Татарстана (г. Казань) Людмилой Кочневой и Кирой Смирновой, Исполнительный директор Благотворительного собрания «Все Вместе» (г. Москва).
- Почему вы решили инвестировать целый год в обучение в «Школе руководителя НКО»? Ведь для руководителя некоммерческой организации главная роскошь – это время.

- Айгуль: Нашему фонду 8 лет, и мы, безусловно, стали профессионалами в области оказания благотворительной помощи, но лично мне крайне не хватает компетенций руководителя уже теперь крупной организации, за развитием которых я и пришла в «Школу руководителя НКО». Нужно понимать законы экономики и рынка, быть профи в коммуникациях, уметь прогнозировать. НКО - тот же бизнес, только цели не получить прибыль себе, а получить прибыль для своих подопечных и своих проектов.

- Людмила: Мы тоже за 4 года деятельности мы набрались определённого опыта, создали надёжную команду. Однако, чтобы развиваться дальше, нам не хватает очень многого. Это касается и правильного делегирования, и выстраивания грамотной системы управления во время масштабных мероприятий, понимание циклов работы организации, построения коммуникаций с учётом особенностей психотипов людей, а также сохранения потенциальных кадров, которые мы воспитываем в ходе обучения, и применения их способностей для потребностей организации. «Школа» позволяет эти пробелы заполнить.

- Кира: Набор в проект проходил вскорости после того, как я пришла в Благотворительное собрание «Все Вместе». Поэтому идея получить дополнительные практические навыки оказалась очень своевременной.

- Произошли ли какие-то изменения в видении своей работы в процессе обучения? Если да, то что изменилось? Если говорить про практические решения? Какие шаги вы уже сделали, опираясь на новый опыт?

- Айгуль: Сегодня я пересмотрела ближайшие задачи и с успехом их реализую. Например, в нашем фонде теперь появился отдел развития. Я отделила благотворительную деятельность по программам от фандрайзинга, PR и GR. Раньше все занимались всем, а теперь сотрудники точно понимают сферы своей ответственности. Мы «апгрейдили» сайт, полностью поменяли стратегии SMM, фандрайзинга, подтянули сети и начали привлекать частных доноров к помощи фонду (раньше в основном это были юридические лица). За последний месяц собрали более 400 тысяч частных пожертвований против 100 тысяч в апреле, например.

- Людмила: Не могу сказать, что я полностью переношу полученный опыт, однако, осознание рисков помогает осознанно подходить к выбору стратегии развития. Сегодня мы определили главные направления, в которых будем работать в ближайшие 5-10 лет, составили план развития. Также в процессе идёт обсуждение механизации процессов внутри организации с применением знаний по выстраиванию коммуникаций и типологиям личностей. Мне кажется, очень важно получать подобные знания, так как они потенциально будут помогать таким молодым командам, как наша, реализовывать республиканские и федеральные мероприятия, а соответственно и грантовые проекты на более высоком уровне. Несмотря на то, что получатель знаний «использует их в личных целях», они станут фундаментом качественно новых проектов вообще. Помимо приобретения знаний, общаясь с коллегами из разных сфер НКО, у каждого из которых - разный уровень профессионализма, мы помогаем друг другу взглянуть на свои проблемы с другой стороны, пробуем применять опыт команд, которые уже прошли аналогичный этап развития своей организации.

- Кира: Много полезного для меня с практической точки зрения было на очном модуле, посвященном коммуникациям. Это и про выстраивание отношений с партнёрами, и про управление командой, и про конфликты и сложные моменты. Было полезным проанализировать и понять свой собственный стиль руководства, лучше понять сотрудников и найти к ним правильный подход. Это, а также полученные на тренингах навыки ситуационного лидерства и обратной связи я применяю теперь практически в ежедневном режиме.

- Рекомендовали бы пройти подобное обучение коллегам по третьему сектору? Если да, то почему?

- Людмила: Совсем не важно, первый год вы управляете НКО или же более 10 лет. Если есть ощущение, что все идёт не так, как вы хотите, и нет понимания почему – здесь можно будет найти ответ. Конечно, при условии, что вы будете честно себе признаваться, что и где идёт не так. Новым ученикам я бы советовала подойти к этой программе очень серьезно и не пренебрегать самостоятельной работой, на долю которой приходится много полезных тем. Просто получить «корочку» не получится, так как придётся поднимать в голове весь опыт вашей работы и построения коммуникаций, заглядывать глубоко в себя, где-то ломать, где-то настраивать на нужный лад. Ты можешь быть не всегда согласен с тем, что тебе дают, однако, если попробуешь применить знания на практике – не пожалеешь.

- Кира: Я считаю, что этот курс полезен не только руководителям НКО, но и руководителям подразделений и отделов организаций, всем кто работает с людьми. Возможно, стоит делать группы руководителей НКО и группы руководителей отделов (департаментов). Сейчас мы на экваторе прохождения курса, но я уже вынесла много важного для себя. Самым «сложным» для меня был первый очный модуль, состоящий по большей части из теоретических основ. Но когда именно на них стала дальше накладываться практика, стало понятно, почему это было важно. Тренеры сумели подстроиться под состав группы и корректировать ход обучения с учётом реальных потребностей и пожеланий конкретной сложившейся аудитории. На мой взгляд, это показатель высокого уровня тренеров.

- Айгуль: Обучение от организаторов «Душевного Bazar'a» и проекта «ПРОНКО_2.0» для меня это непререкаемый авторитет и возможность получить быстро и качественно новые знания. «Эта школа нужна руководителям НКО с опытом работы и пониманием, что необходимо расти и развиваться. Она очень нужна руководителям региональных организаций, у которых мало возможностей посещать все, что происходит в Москве.

Напомним, что команда D-Group.Social запустила программу обучения и развития менеджеров некоммерческих организаций по всей России – «Школа руководителя НКО» в начале 2018 года, благодаря поддержке проекта Фондом президентский грантов и с учётом уроков пилотного этапа проекта «ПРОНКО_2.0», получившего большой отклик среди сотрудников и руководителей некоммерческих организаций в 2015-2017 гг. К июлю завершились вторые очные модули в 7 городах – Симферополе, Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Екатеринбурге, Новосибирске и Владивостоке. В тренингах приняли участие 150 менеджеров некоммерческих организаций из 65 городов и посёлков России.

«Школа руководителя НКО» - это работа только с профессиональными бизнес-тренерами, доступ к тщательно подобранным обучающим материалам и тематическим кейсам. На очных модулях в формате двухдневных тренинговых интенсивов участники проекта имеют возможность под чутким руководством профессионалов разобрать и применить на практике методы эффективного управления организацией, инструменты управленческой коммуникации и построения партнёрства. А на заочных – структурировать свои знания, благодаря прохождению электронных курсов и чтению профессиональной литературы по управлению.

Хотя «Школа руководителя НКО» ещё не завершилась, D-Group.Social уже получает заявки от желающих пройти обучение в 2019 году, поэтому команда уже планирует новый «учебный год» и приступила к поиску ресурсов на реализацию не менее масштабного проекта.

Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Материал подготовлен при информационной поддержке Агентства социальной информации.

Made on
Tilda